Это одна из главных православных святынь Феодосии, входящая также в реестр историко-архитектурных достопримечательностей Крымского полуострова. Принято считать, что монастырь был основан по провидению Господнему. Обыкновенной неграмотной девушке из простого народа пришло послание свыше – она была призвана оставить все мирское и уйти в отшельницы. Так она и поступила. Вскоре к ней присоединились и другие женщины, покинувшие мир. Они организовали небольшую религиозную общину: построили маленькую церковь, молились и работали вместе. Прошло время. И в 1873 г. недалеко от сельского поселения Тополевка (переименованное позднее в «Учебное») была возведена церковь Св. Параскевы. Год спустя вступил в силу указ о создании монастыря. Монастырь рос и расширялся. На его территории был построен монастырский Троицкий собор.
Изначально монастырь святой Параскевы, иначе именуемый Топловским монастырем, был единственным женским монастырем в Крыму. На месте нынешнего монастыря находился источник, который местное население назвало «источником живой воды». Согласно легенде, здесь приняла смерть святая мученица Параскева. В Таврических Ведомостях того периода писали, что ”никаких записей и никаких исторических свидетельств и актов, касающихся местности, на которой основан Топловский монастырь и относящихся ко времени, предшествовавшему присоединению Крыма к Российской державе, не сохранилось”.
Так или иначе, но слух о дивном источнике дошел до епархиального начальства и архиепископ Алексий в 1964году основал первый женский монастырь во имя Параскевы. Настоятельницей этого монастыря стала Константина, принявшая после пострига имя Параскевы.
Монастырь построили на крутом склоне горы Кара-Тау, над восхитительно красивой долиной Мокрый Яндол у греческой деревушки Топлу на дороге из Симферополя в Феодосию. Долина отличается обилием влаги и плодородными почвами. За несколько десятков лет обитель возвела все необходимые хозпостройки, а в 1864 году монастырь был освящен епископом Таврическим Алексием. Следует отметить, что постройки этого периода отличались своей незатейливостью и бедностью убранства.
В 1885 году монастырь расширили и реконструировали. Рядом с ним был построен храм Живоначальной Троицы. Настоятельница Константина-Параскева была игуменьей обители до 1885 года, затем ее сменила 80-летняя старушка Манефа. В этот период инокинями обители были освоены многие профессии: они шили, сапожничали, обрабатывали сады, вели строительные работы, разводили пчел.
Монастырь был известен не только в Крыму, но и на Кубани и на Кавказе. Голод, эпидемии и войны способствовали тому, что женщины искали нового приюта, чтобы прокормить себя и своих детей. Этим можно объяснить быстрый рост монастыря и большое число инокинь в них. В 1897 году монастырь насчитывал 17 монахинь и 43 послушницы, на испытании находились 148 человек. В результате дарений, покупок и судебных процессов Топловский монастырь приобрел 800 гектар земли, став четвертым по площади землевладельцем среди монастырей Крыма.
К 1917 в обители проживало уже 106 монахинь и 135 послушниц. По численности монашествующих - это был самый большой монастырь Крыма. Угасание монастыря началось в 1919 году, когда он был ограблен. В начале 20-х годов XX века Топловский монастырь не был расформирован новой властью, т.к. был образцовым хозяйством. Обитель преобразовали в сельскохозяйственную артель «женский труд». Пока действовали храмы, артель продолжала свое существование. 1928 году в ней работало 244 монашки и 312 послушниц.
В 1928 году Топловская сельскохозяйственная артель была ликвидирована, все храмы по решению Крымского ЦИК были закрыты. В 1919 году на территории монастыря был создан «колхоз безбожник».
Отметим некоторые характерные черты возобновления и развития монастырей в Крыму. Балаклавский монастырь святого Георгия существовал с XV в. Все остальные, за исключением Топловского, были устроены в 1850-1860-х годах по инициативе архиепископа Иннокентия. Восстановленные обители были переименованы. Например, монастырь Святого Георгия в Судаке был переименован в Кизил-Ташскую обитель, а обитель Иоанна Предтечи в Балаклаве стала именоваться Святогеоргиевской Кетерлезской обителью.
Будущие монастыри возникли как киновии, и существовали без привлечения средств казны. К концу XIX века практически все киновии стали самостоятельными монастырями. Содержался государством только Херсонесский монастырь святого Владимира.
За полтора десятилетия в России XX века число монастырей возросло на 165, в Крыму после 1864 г. не появилось ни одного. Задачей монастырей и киновий была пропаганда христианского учения и воспитание нравственности и милосердия.
Со временем монастыри стали центрами паломничества и оказывали влияние на православное и мусульманское население. Не имея ничего изначально, за 50-60 лет монастыри овладели более 10 тысячами десятин земли с садами, виноградниками и огородами. Было возведено около 30 храмов и около 50 зданий, более 40 каменных домов и большое число хозяйственных построек.
Монастырь Св. Параскевы постепенно становился одним из главных центров религиозной жизни на полуострове Крым. С приходом советской власти монастырский комплекс пытался сохранить статус православной общины. Монахини организовали трудовую садоводческую коммуну, но уклад жизни остался в монастыре прежним. В конце двадцатых годов прошлого века монахинь все равно принудительно выселили из обители, а Свято-Троицкий собор варварски взорвали.
И только в начале девяностых годов было принято решение возродить «Святую Параскеву». Здание церкви было полностью восстановлено. Рядом со святым источником построили небольшую часовню и оборудовали купель.
Сегодня монастырский источник является местом паломничества верующих. С удовольствием посещают эти места и туристы. Вода из родника считается целебной.